Считаться с расчетами

Считаться с расчетами


Считаться с расчетами 01.08.2014

Считаться с расчетами

С 1 апреля 2014 года региональным гарантирующим поставщиком электроэнергии является ОАО «АтомЭнергоСбыт». Тверское подразделение компании приняло на обслуживание более 15 тысяч юридических и 720 тысяч физических лиц – потребителей электроэнергии. О первых результатах работы, о том, как cделать отношения поставщика с жителями региона более прозрачными, и новшествах, ожидающих тверитян, нашему изданию рассказал генеральный директор ОАО «АтомЭнергоСбыт» Игорь Быков.  

– Игорь Евгеньевич, с компанией «АтомЭнергоСбыт» жители Тверской области знакомы по деятельности вашего подразделения «ТверьАтомЭнерго­Сбыт». Чем было обусловлено решение о принятии участия в конкурсе на получение статуса гарантирующего поставщика и каков сегодня масштаб деятельности?

– После реформирования энергетики на рынках сложилась ситуация, когда в результате деятельности у энергосбытовых компаний в силу различных причин образовалась дебиторская задолженность как перед электросетевыми компаниями, так и перед генерирующими. Более того, в какой­то момент начала оспариваться сама идеология реформы энергетики, которая подразумевала разделение монопольных и конкурентных видов деятельности. Сегодня, если мы проанализируем ситуацию на оптовых и розничных рынках электроэнергии, то увидим отчетливую мировую тенденцию к тому, что крупнейшие генерирующие компании имеют в контуре деятельности энерготрейдеров с объемом реализации, сопоставимым с объемами произведенной электроэнергии. «Атом­ЭнергоСбыт» – это энергосбытовая компания государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». В числе наших акционеров электроэнергетический дивизион «Росатома» – ОАО «Концерн Росэнергоатом». Именно поэтому для нас приоритетными стали регионы присутствия атомных станций – Тверская, Курская и Смоленская области, где «АтомЭнергоСбыт» принял участие в конкурсе гарантирующих поставщиков. Если говорить о масштабах, специфике и географии бизнеса, то сегодня «Атом­ЭнергоСбыт», помимо уже озвученных регионов, обслуживает предприятия атомной отрасли России в Центральном, Северо-­Западном, Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах,  реализуя более 12 млрд кВт­ч электрической энергии для 7,5 тыс. юридических и 1,5 млн физических лиц. Кроме того, дочерние общества обеспечивают тепло и водоснабжение потребителей, а также оказывают услуги по управлению жилым фондом в городах­-спутниках атомных электрических станций.

– В начале месяца вы встречались с губернатором Тверской области Андреем Шевелёвым.  Хотелось бы подробнее услышать об акцентах со стороны региональной власти, сделанных в ходе рабочей встречи. Каким образом энергосбытовая компания взаимодействует с органами власти?

– Энергосбытовая деятельность – это точка пересечения интересов потребителей и электроэнергетической отрасли.  Сегодня ожидания и требования клиентов эволюционируют в сторону вопросов надежности, гарантий качества и четкого понимания, за что именно платит потребитель электроэнергии. Эффективные и взаимовыгодные отношения с клиентами сегодня можно построить только при наличии  прозрачного ценообразования, соответствующего законодательству. Кроме того,  реализация электрической энергии – это важнейшая часть в системе развития энергетической инфраструктуры регионов, а значит, энергосбытовая деятельность – это бизнес, на который возложена значительная социальная нагрузка. Эффективность деятельности этого сектора рынка  также напрямую влияет на надежное и бесперебойное электроснабжение, что само по себе является социально значимым вопросом. Для «АтомЭнерго­Сбыта» просто необходимо работать в актуальной социально­-экономической региональной повестке. Именно поэтому компания регулярно участвует в штабах по надежности электроснабжения, находится в постоянных рабочих отношениях с органами власти. На встрече с губернатором был  определен рабочий формат на основе прозрачного информационного обмена, улучшения платежной дисциплины для увеличения поступления налоговых сборов от энергосбытовой деятельности как в областной бюджет, так и для обеспечения своевременных выплат организациям, которые обеспечивают транспорт электроэнергии, ведь от этого зависит выполнение  инвестиционных и ремонтных программ энергокомпаний. В российских регионах проводился ряд исследований общественного мнения, которые выявили, что вопрос жилищно-­коммунального сервиса и тарифов является самым актуальным. Тарифы регулируются государством, но вопросы сервиса, информационной работы, конфигурации партнерства с участниками рынка, в которых потребитель электроэнергии чувствует себя комфортно, – это то, от чего напрямую зависит  удовлетворенность клиентов качеством жизни в целом, а значит, совместно с органами власти  мы решаем одни задачи.

– Насколько актуальны сегодня вопросы неплатежей и кто являются самыми крупными неплательщиками?

– Стоит отметить, что порядка 95% частных потребителей, физических лиц оплачивают электроэнергию своевременно. Основными неплательщиками в первую очередь являются предприятия ЖКХ,  а также недобросовестные энергосбытовые компании – перепродавцы электроэнергии. Мы направили свои усилия на нивелирование схемы, когда частные сбытовые компании заключали  договор с гарантирующим поставщиком, пользуясь его определенной законом обязанностью гарантировать поставку электроэнергии, а потом попросту прекращали существование вместе с оплаченными потребителями средствами. Нам хорошо известны и детально изучены эти риски, а в регионах организована работа комиссий по расчетам на розничном рынке, в деятельности которых мы принимаем самое активное участие. Кроме того, специалистами выявлены все проблемные точки и потребители, определен круг юридических лиц, которые требуют особого внимания. Для обеспечения баланса расчетов в ОАО «АтомЭнергоСбыт» утверждено положение о работе с дебиторской задолженностью, предусмотрен четкий алгоритм действий, включающий в себя досудебное урегулирование,  практику судебно­-претензионной работы и как крайнюю меру – ограничение электроснабжения неплательщиков. Кроме того, для улучшения платежной дисциплины мы исключили недобросовестные УК из схемы расчетов, и эта инициатива была поддержана добросовестными предприятиями ЖКХ, которые страдают от негативной практики накопления долгов.  Перевод потребителей на прямые расчеты должен ликвидировать проблему, поскольку централизует весь цикл:  от приема показаний до сбора платежей и работы с дебиторами.  Тверская область стала первым регионом, где реализована практика  прямых расчетов с гарантирующим поставщиком. Не скрою, сначала мы столкнулись с недопониманием клиентов, в центре обслуживания клиентов филиала «ТверьАтомЭнергоСбыт» образовались очереди.  Клиенты требовали объяснить им, каким образом произведены начисления, в том числе связанные с оплатой общедомовых нужд, но эта ситуация была урегулирована посредством интенсивной информационной работы с потребителями. На ее усилении, в том числе, делал акцент губернатор Тверской области в ходе рабочей встречи, и мы будем ее продолжать в дальнейшем, ведь неоплаченная электроэнергия создает риски для самих потребителей, страдает ее качество и надежность поставки.

– Компания приобрела статус гарантирующего поставщика три месяца назад. Срок небольшой, но все­таки – что уже сделано за этот небольшой период и какие перспективы у компании?

– За это время компанией открыты центры обслуживания клиентов, обеспечен платежный информационный обмен  и сбор средств, созданы  онлайн-сервисы для передачи показаний и оплаты, в том числе посредством услуг банков-­партнеров.  Была проведена масштабная договорная кампания с потребителями электроэнергии. Все это можно назвать хорошим стартом, но на достигнутом мы останавливаться не намерены.  Сегодня одно из важнейших перспективных направлений –  развитие клиентских сервисов и системы биллинга. Кроме того, у компании есть четкие бизнес­планы на год по увеличению плана выручки и доли рынка.  Но их исполнение возможно только в том случае, если наша деятельность будет полностью удовлетворять клиентов. Для этого компания взяла курс на развитие и реализацию CRM­-стратегии,  в центре которой  находится клиент, истории взаимоотношений с ним, установление и улучшение бизнес­-процессов с последующим анализом результатов. Итогом развития стандартов обслуживания мы видим  установление прочных партнерских отношений с клиентами и безусловное доверие потребителей, основанное на высоком качестве сервиса. Это в долгосрочной перспективе позволит реализовать  планы по оказанию более широкого спектра профильных услуг, связанных с электроснабжением: таких как работа  с электроустановками, коммерческий учет, энергоаудит и энергосервисные контракты.

Александр ЮРЬЕВ

Возврат к списку