Газета "Энергетика". Генеральный директор ОАО «Атомэнергосбыт» Игорь Быков: « В регионах нас восприняли как надежных партнеров»

Газета "Энергетика". Генеральный директор ОАО «Атомэнергосбыт» Игорь Быков: « В регионах нас восприняли как надежных партнеров»


Газета "Энергетика". Генеральный директор ОАО «Атомэнергосбыт» Игорь Быков: « В регионах нас восприняли как надежных партнеров» 28.08.2014

Газета "Энергетика". Генеральный директор ОАО «Атомэнергосбыт» Игорь Быков: « В регионах нас восприняли как надежных партнеров»

  Интерес  средств массовой информации к ОАО «Атомэнергосбыт»  можно назвать закономерным. Дело в том, что из-за хронических неплатежей  в нескольких регионах страны  статус гарантирующего поставщика был передан электросетевым компаниям. Да, министерство энергетики РФ оговорило это событие как вынужденное и временное. Тем не менее,  ряд экспертов  отрасли сделали вывод о том, что идеология реформы электроэнергетики претерпела кардинальные изменения.
   Их довод в определенной степени усилила позиция региональных властей. В ряде  центральных областей страны расширение прав и обязанностей электросетевых компаний назвали шагом в правильном направлении.   Поэтому необходимость поиска новых гарантирующих поставщиков если не исключали, то уж точно подвергали сомнению.
  Тем не менее, министерство энергетики РФ от генеральной линии реформ не отступило.  Были проведены аукционы, после которых  право быть гарантирующим поставщиком в Курской, Смоленской , Тверской областях предоставили ОАО «Атомэнергосбыт».  О том, как компания проходит становление в новом качестве нашему корреспонденту рассказал генеральный директор компании Игорь Быков.
- Игорь Евгеньевич,  расскажите о реакции региональных властей на нового гарантирующего поставщика в подчиненным  им территориям?
- Можно с уверенностью сказать, что в регионах нашу компанию восприняли как надежного партнера. Если проанализировать мировые тенденции в энергетике, то мы увидим, что в орбите деятельности крупнейших производителей электрической энергии есть  энерготрейдеры, объем реализации которых  сопоставим с генерируемыми объемами.  Крупнейшим акционером нашей компании является электроэнергетический дивизион «Росатома» -  концерн Росэнергоатом. Мы являемся гарантирующим поставщиком в регионах, где расположены  Курская, Калининская и Смоленская атомные электростанции, от работы которых зависит социально-экономический климат областей . Само по себе такое расположение и статус гарантирующего поставщика накладывают большую ответственность.  Деловая репутация, как известно, требует не довольствоваться накопленным багажом, а подтверждать ее качеством работы. Поэтому с первых дней в новом для нас статусе  стараемся работать с актуальной повесткой  дня, в  которой живет регион.  Наши представители участвуют в заседаниях местных штабов по надежности электроснабжения, определяют рабочий формат на основе прозрачного информационного обмена,  трудятся над улучшением платежной дисциплины.  Предпринятые шаги позволят  предложить клиентам востребованные и прозрачные услуги и увеличить налоговые поступления в областные бюджеты . Кроме того, наша компания обслуживает предприятия атомной  отрасли России в Центральном,  Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах, ежегодно реализует более 12 млрд.кВт/ч электрической энергии для 7,5 тыс. юридических  и 1,5 млн. физических лиц. Кроме того, наши дочерние  зависимые общества обеспечивают тепло и водоснабжение потребителей, а также оказывают услуги по управлению жилым фондом в городах-  спутниках атомных электрических станций, и эта деятельность имеет большую социальную значимость.
-Какие задачи ставит вам исполнительная власть в регионах? С какими просьбами обращаетесь к ней вы?
-  Конечно же, в администрациях регионов отчетливо понимают, что мы находимся в очень чувствительной точке – на  стыке интересов энергетической отрасли  и потребителей.   Любой дисбаланс в нашей работе вызывает  негативный общественный отклик, в котором власти не заинтересованы.  По сути, власть нам  предъявляет  те же требования, что и потребители: обеспечить надежность, качество электроэнергии, прозрачность расчетов  в соответствии с законодательством. Общеизвестно, что в регионах проводился ряд исследований общественного мнения, которые показали, что вопросы тарифов и жилищно- коммунального сервиса входят в тройку наиболее актуальных вопросов, которые волнуют население.  Поэтому  вопросам  информационной работы, сервиса будет уделено первостепенное внимание.  А  у нас к региональным властям, по большому счету, одна просьба: добиться финансовой дисциплины от бюджетных организаций региона в части оплаты счетов за потребление электроэнергии.
-   Вы наверняка  анализировали неплатежи в регионах.  Авторитетные эксперты утверждают, что основная масса  рядовых потребителей электроэнергии  вовремя оплачивают  счета за электроэнергию.   И, тем не менее, задолженность в регионах перед энергетическими компаниями растет.  Какие организации  чаще всего создают подобную ситуацию?
-  У каждого  региона свои проблемы.  Можно разобрать ситуацию на примере крупного областного  центра -  города Курска.  Здесь  основную проблему  с неплатежами создают управляющие компании жилищно - коммунального хозяйства.  На 1 июля текущего года их задолженность перед нашим филиалом «Курскатомэнергосбыт» составила  порядка 80 млн рублей.  Да, часть средств уже погашена, но  говорить о безусловной готовности предприятий ЖКХ  платить вовремя говорить пока рано.  Именно поэтому нами было принято решение перевести потребителей предприятий ЖКХ на прямые расчеты с энергосбытовой компанией.  Кстати, управляющие компании с хорошей репутацией нашу инициативу поддержали.  Логика  идеи абсолютно четкая: зачем множить посредников, если имеется возможность передать  рычаги управления процессом от снятия  показаний счетчиков до сбора платежей и работы с дебиторами филиалу нашей  компании.   По  оценкам специалистов,  сегодня в Курске порядка  70 тысяч потребителей переведены на прямые расчеты с гарантирующим поставщиком.   Для нас важно  сделать  переход  на новую методику  оплаты  счетов за электроэнергию максимально комфортной для клиентов.  Тогда потребители будут уверены, что их деньги  используются  по назначению, а гарантирующий поставщик  по-настоящему гарантирует качество и надежность.
- Игорь Евгеньевич, к сожалению, пусть и не так часто, но все же встречаются потребители электроэнергии, которые не могут, а то и не хотят оплачивать оказанную им услугу.  Есть ли у вас рычаги давления на них? Какими способами нарушителей финансовой дисциплины можно призвать к порядку?
-  Безусловно, накопленный энергосбытовыми компаниями опыт подсказывает, что  мы должны быть готовы реагировать на подобные случаи.  Рычаги воздействия на неплательщиков имеются.  Напомню, согласно приказу Министерства энергетики РФ в каждом субъекте федерации страны организована работа комиссий по расчетам на розничном рынке электроэнергии.   Мы активно работаем  в каждом регионе и чувствуем поддержку со стороны власти.  Также в компании разработано и утверждено положение по работе с  дебиторской задолженностью, куда входит  досудебное урегулирование, ограничение или отключение электроснабжения, а также судебная претензионная и исковая работа.  В то же время стараемся заниматься и профилактикой.   С теми, кто систематически не платит по счетам,  договариваемся, ищем совместные решения по снижению задолженности или же принимаем меры.
-  Какая работа уже была проделана в регионах и какие цели ставит перед собой ваша компания  на ближайший год?
-  У нас совершенно конкретные  бизнес-планы по увеличению выручки и  доли рынка, но мы  понимаем, что развивать бизнес  можно только тогда, когда потребитель понимает, какая услуга ему оказывается, стоимость ее справедливая, а  ценообразование прозрачно. Поэтому одной из важнейших наших задач является развитие стандартов обслуживания и развитие клиентской стратегии. Если говорить о проделанном за небольшой период, то на сегодняшний день проведена разъяснительная работа с юридическими лицами в региона, заключены соответствующие договоры. Одним из наиболее важных считаю соглашение с ОАО «МРСК Центра», которое позволит  нам взаимодействовать более продуктивно. Открыты новые центры обслуживания клиентов, организован платежный процесс и обмен абонентскими данными,  запущены интернет- сервисы и «горячая линия» для клиентов.  Для нас важно, чтобы партнерство клиентов с нашей компанией проходило   комфортно   для потребителей, это является дополнительным импульсом для развития дополнительных услуг: таких как работа с электроустановками клиента, коммерческий учет, энергоаудит и энергосервисные контракты.
- Игорь Евгеньевич,  довольно часто в СМИ успех или неудачу компаний связывают с личностью руководителя. Точнее, с его образованием, опытом , жизненными приоритетами.  Поэтому коротко расскажите о себе…
- Я родился в Узбекистане, где трудились родители на одной из всесоюзных строек.  В три города переехал с семьей в подмосковный   наукоград Протвино.   После школы поступил в Обнинский технический университет  атомной энергетики.  После выпуска женился.  С 2003 года работал в энергосбытовых компаниях нефтяной, авиакосмической и оборонной отраслей. Свободное время стараюсь проводить с семьей . У меня три дочери и сын, поэтому заботу и все свое родительское внимание без остатка отдаю им.  

Возврат к списку